Вело-Бренды Велосипеды с ниже перечисленными надписями на рамах можно смело покупать. Некоторые марки — тем смелей, чем больше у вас денег в кошельке...
Данное пособие написано по результатам разборки вилки Revelation 426 U-turn, но так же подходит для вилок Reba, Pike, с оговорками относительно одиночной воздушной камеры – для Recon, Tora.
Данная вилка была куплена в ноябре 2005 г, когда они только-только приехали в Москву. В течение зимы вилка эксплуатировалась постоянно, позже до конца года – совместно с другими вилками. Пробег за год составил около 4000км, в том числе несколько сотен – в условиях жидкой.. эм… Грязи, в общем.
Итак, берется вилка, снимается с велосипеда, очищается от грязи (особенно рекомендую выковырять грязь из полой гарилы и вокруг сальников, зубной щеткой). Необходимо подготовиться к работе: расстелить кучу газет, взять емкость для сливания масла (у меня это был старый таз для стирки), рекомендую так же запастись парой ненужных тряпок, причем одной из них – чистой. Инструменты: гаечные ключи, насос вилочный, при необходимости разобрать воздушную камеру – спецклещи для сведения концов стопорных колец. Все инструменты перечислены в сервис-гиде, но еще стоит припасти что-нибудь длинное, типа отвертки или спицы – для проталкивания поршня отскока в ноге.
Скажу сразу, что для смены масла в демпфере вилку разбирать не нужно в принципе – достаточно только выкрутить из правой ноги сам демпфер сжатия Motion Control – и можно будет вылить масло и залить новое, и при этом из вилки ничего не выпадет – отличный конструктив. Но это нужно делать гораздо реже, чем профилактически чистить вилку и менять масло для смазывания. Так что разбираем полностью, не ленимся.
Стравливаем воздух из обоих камер до 0, ход вилки ставим на 130, снимаем гайку с нижнего воздушного клапана и немного откручиваем шестигранником полый болт под снявшимся регулятором отскока. После этого начинаем работать над тазиком; к этому моменту с вилки сняты лишь ручка регулятора отскока и колпачки клапанов. Нужно спец резиновым молоточком (при неимении - через кожаную или резиновую прокладку), постукивая, вдавить внутрь штанов нижний воздушный клапан и болт под отскоком. У меня это заняло много времени и чуть не угробило сам воздушный клапан – забиты они в магниевые штаны очень крепко (вжимается при сборке и накачивании вилки). Бейте аккуратно, резьба не железная!
После того, как выбьете клапан и винт отскока, винт можно выкрутить совсем, и с силой вытянуть за корону ноги из штанов. Прольется масло (если оно там еще осталось, бугога). Масло это на удивление не совершенно грязное, я ожидал, что после года езды все будет намного хуже. Из демпфера же масло вылилось и вовсе чистое, так что и менять не столь нужно было. Правда, должен отметить, что к ногам вилок я отношусь очень трепетно, мою и поливаю тефлоновой смазкой всегда. Учтите, что при вращении U-turn может вылиться еще масло из ноги с воздушными камерами, его тоже надо слить, понажимав на штифт воздушной камеры.
Теперь в штанах ничего нет, из ног торчат 2 трубы. Эти с виду тонкие, но жесткие отполированные трубки принимают на себя бОльшую часть ударов и нагрузок при работе вилки. Воздушный амортизатор я разбирать не стал, ограничившись сменой масла в демпфере и общей прочисткой вилки и свежим маслицем в ноги и в поролоновые колечки под пыльниками, которые обеспечивают постоянную смазку ног. Поэтому разборка ручки U-turn с её подшипниками и воздушных камер здесь не описывается. Штаны я попросту промыл под краном теплой водой с фейри, после чего сутки сушил их на батарее, чтобы не оставить внутри воду. Остальное почистил тряпками, особенно тщательно сальники и пыльники.
Демпфер, выкрутившийся без особых усилий из ноги, представляет собой трудноразборную конструкцию, но это и не нужно. Я почему-то думал, что красная хрень – резиновая, оказалось, что жесткая и твердая пластмасса, одна из немногих пластиковых деталей в вилке (другие – это элементы клапанов и само собой, резиновые уплотнители) и единственная, несущая силовую нагрузку; красный цвет ей дан для пущего эффекта. Работу всей «умной» системы Motion control понимаешь, крутя её в руках, очень быстро. При сжатии масло в закрытом демпфере идет вниз, под поршень отскока (с определенной пропускной способностью), и вверх – под клапан сжатия, протекая через это дугообразное отверстие. Поворот регулятора компрессии перекрывает его частично или полностью, а крутилочка Флудгейта физически отодвигает металлическую пластину от корпуса демпфера до 2 мм (показано на рисунке), что и позволяет регулировать порог срабатывания демпфера на сжатие (хотя как оно умудряется отличить это от просто не до конца прикрытой дырки – не совсем понимаю, но ведь работает!). Зато ясно, что при открытом флудгейте вилка действительно, лучше обрабатывает неровности. При раздвижении вилки работает обычный для Рок шокса клапан отскока, регулирующийся путем подвода внутри трубки винтом конуса к пропускному отверстию, что видно на фотке. Клапан вместе со стержнем, упирающем его в дно штанов, вытаскивается сверху сквозь всю ногу и чистится. щель демпфера сжатия и перекрывающая её вращающаяся пластина регулятора компрессии
При сборке вилки все операции выполняются в обратной последовательности. Рок Шокс в мануале рекомендует юзать масло 5wt в демпфер и 15wt в ноги и под сальники. Я за неимением 15wt и при наличии 1 литра простого вилочного моторекса лил его. В ноги удобно маслице заливать шприцем на 20мл, который используется при прокачке тормозов. А вот в демпфер, Рок шокс особо подчеркивает, надо отмерить точно 115мл (для Ревелейшн) +-5 мл масла, поэтому целесообразно загубить банку из-под майонеза под это дело, отмерив пипеткой нужный объем и налив ровно столько. Удобно сначала залить масло в ноги, пропитав губки под пыльниками, держать штаны под углом (там масло лишним не будет), чтобы оно не утекло через дырки в дне штанов, а потом уже вложить в них ноги. Проследите, чтобы пыльники не загнулись. Здесь единственный момент, когда вам не удастся оставить руки чистыми, но тряпки – рядом. Немного давления в позитивной камере и подталкивание спицей клапана отскока вниз позволят протолкнуть их в отверстия в дне штанов, не теряя масло. После чего их уже можно закрыть винтом и гайкой (каждый из которых, между прочим, с маленьким сальником для герметичности) – и можно заливать масло в демпфер и неспеша вкрутить его на место. Вилка сделана так, что все само встает на места. Протрите салфеточкой и накачивайте. При накачке я впрыснул в воздушные камерв по 2-3 капли масла прямо сквозь клапаны Шрёдера.
после переборки тестовая покатушка в течение 4 часов на морозе показала, что вилка полностью восстановила плавность, исчез начальный сдвиг и туповатость в работе, отмечавшаяся в последние месяцы. По работе сравнима с Ваниллой.
Перебрал, все-таки? Молодец! Трудное это дело - в смысле трудно заставить себя это сделать, т.к. страшно лезть внутрь девайса без опыта его разборки. Чем-то напоминает научное исследование с его духом первопроходчества.
В качестве альтернативы можно подвесить на ногах вилки при помощи скотча обрезанные бутылки 0.5л
Лучше все-таки взять керосин + 10-15% бензина, т.к. магний, из которого сделаны штаны, очень чувствителен к воде (особенно в компании с такой агресивной штукой, как "фейри"). А в конце процедуры неплохо пролить все еще и небольшим количеством чистого спирта - он и воду удалит и керосин/бензин смоет, да и сам не в пример лучше испариться. И не забудьте заготовить ершик на длинной ручке - замечательно прочищает все внутри.
Все-таки лучше поменять, особенно если вилка новая, т.к. в нем могут быть частицы металла, образовавшиеся при притирке.
Причем неплохо бы проверить его на совместимость с резиновыми уплотнителями. В принципе масло от "Марзочи" должно подойти - в "Веломаркете" оно должно быть.
У самого такая же вилка - в последнее время стала травить негативная камера - за одну поездку со 150 опускается до 60-70psi. Сначала делал скидку на морозы, но оказывается, что и в -1, -2 такая же ситуация. Т.к. вилка еще на гарантии - поеду отдавать в "Веломир". Скорее всего, что-то с уплотнителем.