Сначала убеждаемся, что обода, тормоза и колодки вроде в норме, нет восьмерки и ничего не сломано, в том числе тросик целый. Прикладываем руки, все просто:
0) убедись что нет восьмерок на колесе и все троса и рубашки в порядке - не распущены и наконечники рубашек в порядке, и концы рубашек спрятаны в хорошие крепкие наконечники - от этого зависит качество работы тормоза. Финт ушами: тросик с заднего тормоза, даже если он разлохмачен в конец, еще долго может после обрезания работать на переднем тормозе. Не пожабься, купи себе инструмент для обрезания тросов, без него нормально обрезать трос или рубашку - гимор еще тот.
1) расцепи тормоза, ослабь винты колодок, пружины тормоза сними с их зацепов. Вынь трос из-под винта. Пусть все болтается.
2) Регулировочный винт на рубашке у тормозной ручки без усилий выкрути на 7-10мм вместе с заправленной в него рубашкой.
3) смотри
http://realbiker.ru/Bike_Brakes.shtml и другие; помни, Яндекс - знает!
4) с ослабленной/отцепленной пружиной подведи рычаг тормоза к ободу, поставь колодку так, как она должна тормозить по ободу при прижимании, используя все её степени свободы, и нежно зафиксируй её. ЗЫ ассиметричные колодки должны ставица длинной стороной в сторону набегающего на них обода. Колодка должна подводиться и прижимацца к ободу строго параллельно и всей поверхностью одновременно! Если колодка не будет касаться обода сразу - она быстро протрется и протрет обод.
5) когда колодки выставлены в рабочее положение, сведи рычаги тормоза вместе к ободу, прижми как при торможении, и в таком состоянии заправь трос под винт (само собой, с зацеплением изогнутой трубочки-рубашки за противоположный рычаг) и закрепи его. Вставь/зацепи/затяни обратно тормозные пружины. Приведя тормоза в рабочее положение, не бздеть, что они скребут по ободу!
6) теперь, когда колодки выставлены и касаюцца обода, вкрути регулировочный винт на ручке тормоза обратно и 2 раза нажми на ручку; колодки отойдут от обода на необходимые для сильного и уверенного торможения 2-4мм. Можешь настроить себе свободный ход колодок по вкусу. Кстати, на хороших ручках есть еще регулировка, подводящая ручку к рулю и устраняющая свободный ход.
7) Осталось только подрегулировать пружины рычагов тормоза так, чтоб они одновременно подходили к ободу. Найди регулировочный винт (внизу) и, постоянно нажимая на ручку тормоза, нежно покрути его туда-сюда, пока усилия тормозных пружин не станут одинаковыми с обеих сторон и рычаги не начнут одновременно сдавливать обод с обоих сторон. Финт: он крутится проще, если на это время снять пружину с зацепа. Регулировка очень чувствительная.
Насколько я помню все читанные мною инструкции - раньше рекомендовали немного другую схему: не одновременно строго параллельно всей поверхностью, а так, чтобы "передний" конец колодки был на 0.5-1мм дальше от обода, чем "задний". (т.е. обод зажимается сначала небольшой площадью и слегка притормаживается, при большем усилии - уже происходит зажим всей поверхностью), что позволяло якобы более гибко регулировать торможение, избежать скрипов и "подклинивания" в случае не слишком жестких рычагов. Позднее для картриджных колодок стали советовать ставить именно параллельно (объясняя тем, что колодки тоньше и сотруться быстро.. хм.. и это все причины?).
Да, и как выше советовали - вообще попробовать подвигать рычаги тормоза руками отпустив пружины - они должны ходить вполне свободно, если туго - что-то с ними не так, либо установлены неверно, либо опять же что-то мешает (грязь, краска.. )
В принципе это может быть видно и без снятия, но если непонятно - да, сняв рычаг. Рамы видел разные - на одной и спереди и сзади было по три дырки, на другой - только сзади три. А на веле у друга везде по одной. Еще на некоторых рамах площадка с дыркой "вкручена" в раму (там даже есть шестигранник под гаечный ключ) что в принципе позволяет немного подкрутить как надо. Но тут есть опасность сорвать тугое крепление, если оно ослабнет - все будет проворачиваться под действием пружины и придется как-то заново клинить эту конструкцию в раме.