Сначала убеждаемся, что обода, тормоза и колодки вроде в норме, нет восьмерки и ничего не сломано, в том числе тросик целый. Прикладываем руки, все просто:
0) убедись что нет восьмерок на колесе и все троса и рубашки в порядке - не распущены и наконечники рубашек в порядке, и концы рубашек спрятаны в хорошие крепкие наконечники - от этого зависит качество работы тормоза. Финт ушами: тросик с заднего тормоза, даже если он разлохмачен в конец, еще долго может после обрезания работать на переднем тормозе. Не пожабься, купи себе инструмент для обрезания тросов, без него нормально обрезать трос или рубашку - гимор еще тот.
1) расцепи тормоза, ослабь винты колодок, пружины тормоза сними с их зацепов. Вынь трос из-под винта. Пусть все болтается.
2) Регулировочный винт на рубашке у тормозной ручки без усилий выкрути на 7-10мм вместе с заправленной в него рубашкой.
3) смотри
http://realbiker.ru/Bike_Brakes.shtml и другие; помни, Яндекс - знает!
4) с ослабленной/отцепленной пружиной подведи рычаг тормоза к ободу, поставь колодку так, как она должна тормозить по ободу при прижимании, используя все её степени свободы, и нежно зафиксируй её. ЗЫ ассиметричные колодки должны ставица длинной стороной в сторону набегающего на них обода. Колодка должна подводиться и прижимацца к ободу строго параллельно и всей поверхностью одновременно! Если колодка не будет касаться обода сразу - она быстро протрется и протрет обод.
5) когда колодки выставлены в рабочее положение, сведи рычаги тормоза вместе к ободу, прижми как при торможении, и в таком состоянии заправь трос под винт (само собой, с зацеплением изогнутой трубочки-рубашки за противоположный рычаг) и закрепи его. Вставь/зацепи/затяни обратно тормозные пружины. Приведя тормоза в рабочее положение, не бздеть, что они скребут по ободу!
6) теперь, когда колодки выставлены и касаюцца обода, вкрути регулировочный винт на ручке тормоза обратно и 2 раза нажми на ручку; колодки отойдут от обода на необходимые для сильного и уверенного торможения 2-4мм. Можешь настроить себе свободный ход колодок по вкусу. Кстати, на хороших ручках есть еще регулировка, подводящая ручку к рулю и устраняющая свободный ход.
7) Осталось только подрегулировать пружины рычагов тормоза так, чтоб они одновременно подходили к ободу. Найди регулировочный винт (внизу) и, постоянно нажимая на ручку тормоза, нежно покрути его туда-сюда, пока усилия тормозных пружин не станут одинаковыми с обеих сторон и рычаги не начнут одновременно сдавливать обод с обоих сторон. Финт: он крутится проще, если на это время снять пружину с зацепа. Регулировка очень чувствительная.
Столкнулся с тем, что на некоторых рамах дырки для упора пружин расположены так, что с одной из сторон даже при полностью вкрученном винте пружина "не тянет". Либо менять тормоза, либо можно попробовать руками "разогнуть" пружину (вряд ли это положительно сказывается на ее свойствах, но если другого выхода нет..) если же сама по себе пружина все же хоть как-то отталкивает рычаг тормоза - то видимо, надо ослабить пружину с другой стороны до такой степени, чтоб эта была "в равновесии" Если же не работают обе стороны - то, похоже, не хватает услия пружин. То ли что-то мешает тросику (проверить рубашки, наконечники и пр, может тереть о крыло или еще что), то ли опять же неудачное совмещение тормозов и дырок для упора пружин. Кстати, в некоторых рамах предусмотрено насколько таких дырок для упора - тогда можно поставить в более жесткую позицию.