Вело-Бренды Велосипеды с ниже перечисленными надписями на рамах можно смело покупать. Некоторые марки — тем смелей, чем больше у вас денег в кошельке...
Саш! Опять всё без картинок!!! Наглядность быть ДОЛЖНА!!!
Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу.
Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) стальная рама, жесткая вилка, большие колеса (28'', 622 мм) с шинами средней толщины и мелким рисунком протектора. Тормоза, как правило, ножные. Практически на всех моделях установлены металические грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник, подножка, корзина.
Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов "диваном", можно установить на амортизационный подседельный штырь, что заметно увеличит комфорт при езде.
Главное достоинство ситибайков - практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые механизмы хорошо защищены от грязи. Но такие велосипеды немного тяжелы и не предназначены для экстремальных нагрузок.
Горный велосипед предназначен для езды по дорогам невысокого качества (или вне таковых), по местности с сильно пересеченным рельефом. Вообще говоря, понятие горный велосипед очень широкое и включает в себя несколько существенно отличающихся подтипов, которые будут рассмотрены в конце статьи
Но, если рассматривать наиболее распространенный тип горного велосипеда, то к его характерным чертам можно отнести следующее. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Материал рамы может колебаться от стали до карбона. Практически любой горный велосипед последних лет выпуска имеет амортизационную вилку. Не редкостью является и полноподвесочный вариант. Вынос руля длинный, а сам руль прямой или с небольшим подъемом.
Колеса 26'' (559 мм), с прочными, обычно двустенными, ободами и мощными шинами с развитым протектором. Внедорожные покрышки, впрочем, могут быть заменены полусликами или даже сликами, в том числе и относительно узкими.
Манетки всегда располагаются на руле, так что переключать передачи, можно не отрывая рук от него. Горные велосипеды имеют от 21 до 27 передач, обеспечивающих изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Специальная конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек, и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.
Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными тормозами консольного типа, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами, или дисковыми тормозами. Не редкостью стал гидравлический привод, как ободных, так и дисковых тормозов.
Горный велосипед - один из самых универсальных типов велосипедов. На данный момент это и самый "модный" велосипед. Лучше всего приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе.
Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или в метро. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния, хотя на подобных велосипедах ездят даже в кругосветки!
Складные велосипеды бывают многоскоростными, что улучшает их ходовые качества. Колеса, как правило, 20" или 24".
Один небольшой недостаток всех складных велосипедов - большой вес рамы и плохая накатистость, обусловленная маленьким размером колес.
Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Есть так же и многоскоростные "аналоги" горных или шоссейных велосипедов.
Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.
Один из таких велосипедов - гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.
Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из стальных или алюминиевых труб. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. В последнее время появилась отчетливая тенденция ставить на такие велосипеды короткоходные амортизационные вилки, с ходом 40-60 мм. Встречаются модели даже с амортизационной подвеской заднего колеса, причем, сконструированной так, что на велосипед можно смело устанавливать практически любые аксессуары. Нередко, вместо прямого руля, устанавливается "8-образный" руль. Вынос регулируется по высоте.
Другое характерное отличие гибрида от MTB - его колеса (28'', 622 мм). Они могут быть собраны на двустенных ободах и шинах средней толщины с не очень развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло очень часто устанавливается на амортизированный подседельный штырь. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть из "комфортных" групп (Shimano Nexave, C900 ... C050).
Багажник, грязевые щитки, "рога" на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда. Во втором случае, многие производители называют такие велосипеды треккинговыми (trekking bike) и позиционируют, как промежуточный вариант между гибридными и городскими велосипедами.
Главное преимущество гибридного велосипеда - его универсальность: при незначительном снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет заметно лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме полного бездорожья. К тому же, за пару последних лет выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился.
Если гибрид - это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама обычно длиннее, что повышает и плавность хода, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной. Другое отличие - широкий диапазон переключения передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного. Тормозная система может заимствоваться от горного велосипеда или быть шоссейной.
Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом. Правда, встретить такой велосипед нелегко, правда, нередко подобные велосипеды собираются самостоятельно.
Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27'', хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль - "бараньи рога". Это самый легкий тип велосипедов.
Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Может быть как чисто трюковым велосипедом с небольшими колесами, так и "основательно переработанным" для тех же целей горным велосипедом.
Для первого характерны колеса 20" с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.
Вторые - MTB с очень низкими усиленными рамами, колеса с мощным задним ободом и широченной шиной (до 3"). Обычно с жесткой вилкой.
Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе. Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда - гнутый нисходящий руль, называемый в народе "бараньими рогами". Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть самыми различными: хорошая хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, композитные материалы. Дополняет раму жесткая вилка, которая также может быть выполнена из любых перечисленных выше материалов.
Колеса, как правило, 27'' (622 мм, 700c) с очень узкими шинами (18-28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах сейчас устанавливаются клинчерные шины высокого давления, однотрубки уже стали редкостью. Две или три ведущих звезды и 8-10 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче: итого - 16-30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов - манетки, интегрированные с тормозными рычагами. Старые и недорогие велосипеды оборудуются манетками, расположенными на раме. Тормоза клещевого типа.
На гладком асфальте при одинаковых усилиях на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше.
Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды. Узкие шины почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по дорогам с разбитым асфальтом. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения. Шоссейные велосипеды не очень универсальны.
Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки.
Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с горизонтальной на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов за границей называют recumbent bike. Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, это 2 колеса.
Если рассматривать различные компоновочные схемы горных велосипедов, то их можно разделить на следующие типы: без амортизаторов в подвеске, с амортизационной вилкой и с амортизаторами в обеих подвесках колес. Кроме того, существуют еще велосипеды с "полужесткой" задней подвеской.
Самый обычный горный велосипед без амортизаторов. Сейчас встречается в основном среди самых недорогих моделей начального уровня. Обычно имеет стальную или легированную хромомолибденовую раму, так как алюминиевые рамы слишком жесткие, чтобы использоваться на велосипедах без амортизационной вилки. Вполне применим для поездок по шоссе и не очень плохим грунтовым дорогам. В последнее время таких велосипедов становится все меньше: наличие амортизационной вилки на горном велосипеде становится нормой. Но у этого класса велосипедов есть не так мало поклонников, которым не нужны амортизаторы, но которые хотят иметь велосипед с широким набором передач.
Хардтейл (Hardtail) - горный велосипед с амортизационной вилкой и классической рамой. На данный момент к этому типу относится наибольшая часть горных велосипедов. Уровень оборудования, устанавливаемых на них, может варьироваться в широких пределах, от начального до профессионального. Велосипеды могут различаться по назначению: гоночные велосипеды для участия в соревнованиях по кросс-кантри, и велосипеды "общего применения" для езды по дорогам не очень высокого качества. Первые обычно отличаются более легкой рамой без возможности крепления крыльев, багажников и др.
Двухподвесочный велосипед (Full-suspension) - горный велосипед со специальной конструкцией рамы. Имеет амортизационную подвеску обоих колес. Существует довольно широкий круг различных двухподвесочных велосипедов: легкие для участия в соревнованиях по кросс-кантри и существенно более тяжелые и прочные, с длинноходными двухкоронными вилками и задними подвесками для участия в параллельном спуске, фрирайде или скоростном спуске с гор. Практически все двухподвесочные велосипеды имеют два недостатка: существенный вес и раскачку задней подвески при педалировании. Рама сложной конструкции и задняя подвеска определяют высокую стоимость подобных велосипедов: они могут стоить в полтора-два раза дороже хардтейлов с аналогичным уровнем оборудования.
Помимо перечисленных выше вариантов, можно рассмотреть еще несколько. К классу горных велосипедов с некоторой натяжкой можно отнести и вседорожные велосипеды (ATB), которые имеют с ними много общих черт. Они изначально создавались для езды по плохим дорогам. Главное отличие - это более утилитарные, нежели спортивные велосипеды: комплектуются щитками, багажниками и т. д. На данный момент, к классу ATB можно отнести некоторые дешевые горные велосипеды или велосипеды специально разработанные для путешествий.
Кроме того, сейчас выпускаются и горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Navifator 530 и Navifator 710
От горных произошла и часть "комфортных" велосипедов: колеса 26", низкая рама, обеспечивающая высокую посадку, амортизационная вилка, амортизационный подседельный штырь и широкий набор передач.
Софттейл (Softtail) - горный велосипед с передним амортизатором и рамой, обеспечивающей некоторую подвижность заднего колеса. Верхние перья имеют специальную геометрию, обеспечивающую небольшую подвижность заднего колеса относительно рамы. Иногда в разрыв верхних перьев устанавливаются короткоходные амортизаторы. Такое решение позволяет смягчить велосипед, но обойтись без колебаний задней подвески при интенсивном педалировании. Поскольку данная технология не очень развита, этот тип велосипедов, существуя несколько лет, до сих пор так и не стал массовым.