Вело-Бренды Велосипеды с ниже перечисленными надписями на рамах можно смело покупать. Некоторые марки — тем смелей, чем больше у вас денег в кошельке...
СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧ обслуживание, ремонт, переключатели, втулки, тросики
Глава 4. СИСТЕМЫ ПЕРЕДАЧ В то время когда водитель автомобиля видит перед собой ровную дорогу, велосипедист видит подъемы и спуски. В то время когда прогноз погоды сообщает всем, что день безветренный, голова велосипедиста все-таки чувствует ветер. Так в зависимости от состояния дороги и погоды выбор той или иной передачи позволяет оптимально поддерживать соотношение скорости и необходимого усилия.
Почти все велосипеды снабжены теми или иными видами переключателей скоростей. Переключение скоростей на передней шестеренке выполняет передний переключатель - задача которого перебрасывать цепь с большей на меньшую шестерню и наоборот, а в случае велосипеда типа маунтин - перебрасывать цепь между тремя шестеренками. Соответственно, задний переключатель перебрасывает цепь на одну из 5-ти или даже 8-ми задних шестеренок. Механизм переключателей скоростей требует достаточно тщательной регулировки и обслуживания, но при этом он имеет малый вес и достаточно надежен. Переключатель скоростей, помещенный во втулку, имеет 3,5 и 7 скоростей и не требует сложной настройки.
Такой переключатель имеет удлиненные дуги по отношению к гоночному велосипеду, что объясняется большим количеством скоростей, а значит и необходимости поддержания натяжения цепи в широком диапазоне. Переключение скоростей часто осуществляется манетками или грипп-шифтами, расположенными на руле. Такой тип переключателей используется также и в туристских моделях и гибридах.
Такой переключатель имеет укороченные дуги, имеет более надежное и четкое переключение скоростей и легче по весу. Переключение производится либо манетками, расположенными на нижней трубе, либо рычажками смонтированными в тормозной колонке вместе с тормозными ручками.
Существует и задний переключатель, конструкция которого позволяет устанавливать его на велосипеды изначально не предназначенные для установки переключателя скоростей.
7-ми скоростной переключатель, расположенный в задней втулке - имеет легко управляемый механизм и предназначен для Сити-велосипедов. Переключение скоростей осуществляется с руля, чаще всего грипп-шифтами. Он прост в эксплуатации и регулировке.
3-х скоростной переключатель, расположенный в задней втулке предназначен в основном для дорожных велосипедов.
Дискретный переключатель скоростей располагается чаще всего на руле.
Передний переключатель гоночного велосипеда предназначен для эксплуатации легкой цепи и только для двух передних шестеренок. Часто работает в паре с переключателем расположенным в корпусе тормозной ручки.
Передний переключатель велосипеда типа маунтин - имеет удлиненные дуги перекидывающего механизма цепи, поскольку его задачей является переброс цепи с трех передних шестеренок, а, следовательно, имеет больший рабочий ход. Переключение скоростей чаще всего осуществляется с руля с помощью дискретного переключателя.
<A name=2>ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЗАДНЕГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ СКОРОСТЕЙ
Когда Вы едете на велосипеде по ровной дороге и с помощью переключателей скоростей выбрали оптимальное положение цепи, то при подъеме в гору Вы сразу почувствуете, что сохранить скорость вращения педалей Вам не удается - она становится все меньше и меньше. Для того что бы этого не происходило, необходимо произвести быстрое переключение скоростей и, по возможности, сохранилась бы скорость вращения педалей. Насколько переключение скоростей производится четко, плавно и быстро в первую очередь зависит от качественной работы заднего переключателя.
В том случае если Вы хотите иметь бесшумную, четкую, надежную и быструю работу заднего переключателя скоростей, то Вам необходимо научиться правильно, настраивать, регулировать и обслуживать его.
В первую очередь вам необходимо определить снабжен ли Ваш переключатель фиксирующим механизмом или нет. Если вы обладатель велосипеда не последних моделей, то, скорее всего Ваш переключатель не имеет фиксации, и Ваш переключатель фрикционного типа. В последнем случае только правильно выбранный угол положения манетки гарантирует нормальное переключение. Но независимо от типа переключателя само переключение должно быть четким и сопровождаться характерным звуком.
На современных моделях велосипедов ставятся переключатели скоростей с фиксацией, удобства которых Вы сразу же оцените, почувствуете и услышите. Но независимо от типа переключателя, если при переключении слышен металлический скрежет или цепь слетает с шестеренок, то это является индикатором того, что механизм переключателя не отрегулирован. В первую очередь для устранения этого необходимо тщательно очистить и смазать цепь и сам механизм переключателя, а последний следует отрегулировать так, как будет указано на следующих страницах. И, наконец, полезно помнить, что расположение цепи на самой малой задней звезде соответствует самой тяжелой и быстрой передаче, а на самой большой - самой легкой и медленной.
1. Если Вы решили очистить цепь, то заодно следует почистить и задний переключатель. Направьте струю растворителя в аэрозольной упаковке на переключатель и тщательно вытрите его тряпкой. Затем смажьте все точки вращения переключателя, включая верхний основной болт.
2. Уделите особое внимание роликам поскольку они собирают большое количество грязи с движущейся цепи и при недостаточно частом обслуживании грязь затвердевает. При обслуживании роликов необходимо удалить грязь и смазать оси.
3. Задачей тросика переключателя является отслеживать малейшее перемещение манетки или грипп-шифта - убедитесь, что именно так и происходит, и смажьте их.
4. Взявшись левой рукой за дуги заднего переключателя, выведите нижний ролик из зацепления с цепью и проверьте чтобы он свободно вращался и не имел диагонального биения.
6. Проводить обследование состояния ходовой части заднего колеса и работу переключателя следует в динамике. Для этого лучше всего иметь специальную стойку где велосипед подвешивают за горизонтальную раму. В отсутствии стойки диагностику состояния ходовой части можно проводить с помощью помощника, в задачу которого входит поддерживать заднее колесо приподнятым от земли. Вращая педаль, необходимо убедиться, что плоскость образованная вращающейся цепью по передней и задним звездочкам не имеет изгибов. Изгиб плоскости может появиться из-за неправильно установленных роликов, погнутости крюка или самого переключателя (что часто происходит после падения). В случае если такой дефект обнаружен, то изгиб устраняют с помощью специальных приспособлений.
Шаги 1,2 и 3 - всегда смазывайте цепь
Шаги 4,5 и 6 - всегда очищайте цепь, эти шаги проделывайте и в случае покупки бывшего в употреблении велосипеда.
ВРЕМЯ: 1 минута потребуется для смазки заднего переключателя и 5 минут для диагностики состояния ходовой части
ВОЗМОЖНЫЕ ТРУДНОСТИ: Операция несложная, не требует специальных инструментов, но грязная и поэтому лучше всего работу проводить в резиновых перчатках
- Стопорный болт крайнего правого положения цепи
- Стопорный болт крайнего левого положения цепи - Тросик переключателя
Если у Вашего велосипеда задний переключатель дискретного типа, то Вам следует проверить работу последнего во всех восьми (семи, пяти и так далее) положениях. В случае если Ваш переключатель не имеет фиксированных положений - это переключатель фрикционного типа. Он требует настройки только в крайних положениях.
Базовая настройка переключателя с фиксацией не сильно отличается от настройки переключателя фрикционного типа.Вам просто следует убедиться, что дуги переключателя фиксируются точно над очередной звездочкой, в крайних положениях переключателя не спадают с малой звезды и с большой звезды не спадает на спицы. В случае фрикциона убеждаются лишь в правильности занятия крайних положений. В случае фиксированного переключателя положение ручки переключателя строго соответствует положению дужек переключателя. В случае крайнего левого положения переключателя, пружина последнего, максимально взведена. Если переключатель фиксирует положение не точно над звездой, то это, как правило, легко устраняется полуоборотом гайки, находящейся у рубашки тросика. В случае если это не помогает, следует смотреть методику настройки переключателя, указанную в пункте 3.
1. При настройке дискретного переключателя фирмы SHIMANO, обратите внимание, на то чтобы движение цепи по большой шестерни не сопровождалось бы посторонними звуками. Если шум имеет место быть то, не трогая регуляторы “H” и “L”, следует повернуть против часовой стрелки регулятор расположенный на рубашке тросика подходящего к переключателю. Слегка ослабляя или увеличивая натяжение тросика, добиваются желаемого положения.
Затем с помощью ручки переключателя переключитесь на вторую скорость и начинайте вращать регулятор до тех пор, пока не услышите скрежещущий звук, который издает цепь пытающаяся перескочить на третью шестеренку. После этого вращая регулятор по часовой стрелке, добейтесь бесшумной работы цепи на этой шестерне, но не в коем случае не дальше. Езда по дороге покажет насколько Вам правильно удалось выставить положение переключателя, насколько он быстро и четко перебрасывает цепь на всех шестеренках.
Переключатели фирм CAMPAG, SACHS и SUNTOUR настраиваются подобным образом, лишь с той разницей, что окончательная установка ведется между второй и третьей шестеренками.
2. Если, тем не менее, качество переключения Вас не устраивает, то окончательную доводку осуществляют с помощью поворота регулятора натяжения тросика, расположенного (у большинства велосипедов типа маунтин) на ручке переключателя.
3. У гоночных велосипедов переключатели систем STI и Эргопауер имеют регулировочный элемент, расположенный на раме. Такое расположение регулятора позволяет осуществлять окончательную регулировку положения переключателя при езде.
1. При регулировке переключателя фрикционного типа следует обратить внимание на то, чтобы центральный болт не имел свободного хода и фиксировал бы положение рычажка переключателя. В случае дискретного переключателя (как грипп-шифты, так и переключатели, расположенные на нижней трубе) убедитесь в том, что показание индикатора и положение переключателя совпадают.
2. Проверьте состояние тросиков, особенно проходящих внутри рубашки и в месте их выхода из рубашки - они должны быть смазаны и не иметь следов износа. Для проверки состояния отведите до предела переключатель (в зависимости от типа переключателя это делается по- разному, но смысл от этого не меняется) и определите состояние тросиков.
3. Переключитесь на самую маленькую звезду. Поместив велосипед на станок, проведите проверку положения роликов заднего переключателя. Если мысленно провести прямую линию, проходящую по центру плоскости роликов и перпендикулярную осям роликов, то эта прямая должна проходить через центр плоскости малой звезды. Если имеется смещение, то с помощью отвертки поверните болт регулятора “Н” по часовой или против часовой стрелки, пока воображаемая прямая не пройдет через центры роликов и звездочки. При регулировке фрикционных переключателей ролики устанавливают напротив середины шестеренок.
4. Поставьте переключатель в крайнее левое положение, при котором (по аналогии с предыдущей настройкой) центр линии роликов должен находиться в центре большой шестерни. Отклонения от центра устраняют, вращая болт “L”.
5. На переключателях фирм SHIMANO и CAMPAG регулировочные болты отмечены буквами “Н” и “L”, что соответствует “верхний” и “нижний”. В переключателях, на которых нет подобных меток, добиваются фиксаций крайних положений шестеренок экспериментальным путем.
- переключатель работает нечетко, не плавно или слишком долго;
- цепь соскакивает с шестеренок в крайних положениях переключателя;
- требуется порядка 30 минут для настройки нового механизма заднего переключателя;
- требуется 5 минут для окончательной настройки механизма, включая опробование в дорожных условиях;
В процессе настройки переключателя не требуется специальных инструментов, однако, необходим навык и терпение для проведения такой работы.
Большинство переключателей имеет третий регулировочный болт. Вращая его, меняется наклон дуг роликов и тем самым добиваются плавной и бесшумной работы цепи.
<A name=4>КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И ЗАМЕНА ДЕТАЛЕЙ ЗАДНЕГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ
Если после тщательной настройки и регулировки, тем не менее, работа переключателя Вас не устраивает, то его необходимо разобрать и почистить.
Мы не станем устанавливать строгую периодичность капитальной разборки и чистки заднего переключателя - это во многом зависит от режима эксплуатации велосипеда, но если Вы гонщик МВТ и, как следствие, Ваш велосипед представляет время от времени сплошной ком грязи, то раз в месяц такое обслуживание просто необходимо. С другой стороны шоссейные гонщики годами не прикасаются к механизму заднего переключателя. Тем не менее, рано или поздно наступает момент, когда необходимо провести капитальную ревизию. Некоторые конструкции переключателей предусматривают разборку механизма до самых мелких составных частей (как указано на рисунке), пользоваться такой возможностью нет необходимости часто, достаточно при обслуживании отделить дуги роликов и сами ролики.
После того как Вы сняли механизм переключателя, убедитесь в работоспособности главного болта поворотного механизма, для этого взявшись за корпус переключателя, попробуйте его переместить в разных плоскостях. Если Вы почувствовали, что имеется “люфт”, а он недопустим, то это значит, что ось поворотного механизма переключателя изношена и требуется замена на новую. Следующей проверкой является определение на износ дуг роликов, они не должны иметь свободный ход более 6-ти миллиметров.
Метод разборки механизма переключателя указан на рисунке. (: Прежде чем приступить к рисункам, я предполагаю закончить текст. Но картинки будут обязательно!
Причем, разборку последнего можно производить как со снятием цепи, так и без снятия.
1. Ослабьте затяжку фиксирующего тросик болта и освободите тросик. Убедитесь в том, что тросик не поврежден и не имеет следов износа. Выньте тросик из рубашки.
2. Открутите болт, являющийся осью нижнего ролика и выньте ролик. Обратите внимание на возможное наличие шайб. Смажьте трущиеся детали ролика.
- устройство крепления переключателя (в отсутствии крюка на задней вилке рамы);
3. Открутите болт-ось верхнего ролика, что позволит снять внутреннюю дугу роликов. Выньте затем сам ролик и цепь.
4. Таким образом, Вы подготовили механизм переключателя к разборке. Открутив болт крепления переключателя к крюку, (представляющего единое целое с рамой) или к приспособлению заменяющему крюк в его отсутствии - отделите переключатель от рамы.
5. Открутите болт-ось крепления верхнего ролика, тем самым Вы сможете освободить переключатель от цепи. Снимая ролик, обратите внимание на положение шайб. Хорошо промойте сам переключатель и место крепления последнего, просушите и приступайте к разборке. Смажьте специальной смазкой трущиеся детали механизма переключателя.
6. Приступая к сборке, закрутите основной болт крепления переключателя достаточным усилием, при этом обратите внимание с одной стороны на плавность хода, с другой стороны на отсутствие люфта. Обратите внимание на то чтобы ролики строго лежали бы в одной плоскости с шестеренками. Затем продолжайте сборку.
В каких случаях необходимо проводить такие работы:
- при отсутствии опыта существует вероятность неправильной сборки роликов;
- необходимо иметь хорошо пригнанный ключ для разборки и сборки роликов переключателя.
Устройство механизма переднего переключателя значительно проще заднего и, как следствие, легче в обслуживании.
Многообразие типов механизмов переднего переключателя не так велико как задних, но, тем не менее, решение какому переключателю отдать предпочтение принадлежит Вам. На большинстве современных велосипедах типа маунтин стоят передние переключатели с фиксацией на три скорости. Переключение скоростей осуществляется с помощью грипп-шифтов или рычажковых переключателей, расположенных на руле, часто снабженных индикаторами. Старые модели МТВ и в основном все дорожные велосипеды комплектуются переключателями фрикционного типа.
У велосипедов с тремя шестернями впереди (таких как МТВ) дуги механизма переднего переключателя имеют более сложную, усиленную конструкцию, поскольку переключателю приходится решать более сложную задачу- переброс цепи на одну из трех (а не двух как в остальных случаях) шестеренок.
Следует иметь в виду, что тип переключателя и тип передних шестеренок должны стыковаться между собой (особенно это важно в случае дискретного переключения). Но даже в случае абсолютной совместимости по типам переключателя и шестеренок некоторое время (пока не прикатается к зубьям цепь) допускается скрежет. В этом случае следует лишь слегка подкорректировать положение дужек.
Перед регулировкой механизма переднего переключателя необходимо удалить из него грязь, особенно затвердевшую, почистить его и смазать, причем делать это можно с той же частотой с какой вы смазываете цепь.
1. Поставьте цепь на малую переднюю звездочку, затем, вращая отверткой, регулировочный болт переключателя добейтесь такого положения, когда внутренняя плоскость дужки отстояла бы от плоскости малой звезды на 1 миллиметр. Вращая педаль, убедитесь в правильности регулировки.
2. Поднимите цепь на крайнюю большую звезду, вращая отверткой, регулировочный болт переключателя, добейтесь такого положения, когда внешняя плоскость дужки отстояла бы от плоскости большой звезды на 1 мм. Окончательную доводку положения переключателя проведите во время контрольной поездки.
3. Дискретный переключатель имеет три положения. Переключитесь задним переключателем в среднее положение, затем, если это необходимо, ослабьте или подтяните тросик переднего переключателя до нормального натяжения последнего. Добейтесь плавного переключения скоростей.
4. Манетка переднего переключателя фрикционного типа нормально работает, если тросик натянут и не имеет провисания. Если манетка хорошо переключает и фиксирует положение переключателя, но затем цепь самопроизвольно либо переключается, либо начинает скрежетать. В этом случае необходимо затянуть потуже центральный болт манетки.
5. Если Вам не удается добиться того, чтобы цепь перебрасывалась бы в крайнее положение - убедитесь, что дужки переключателя располагаются параллельно цепи и шестеренкам. А внешняя дужка переключателя отстоит на 2-4 миллиметра от зубьев передних шестеренок.
6. Если Вам необходимо передвинуть передний переключатель после, то ослабьте болт фиксации тросика и освободите тросик. При этом запомните положение тросика.
7. Ослабьте крепление болта крепления стяжки вокруг рамы и руками установите желаемое положение. При этом дуги переключателя должны располагаться параллельно цепи, и на малом расстояние от зубьев, но не прикасаться к ним.
1. Отвернув болт стяжки, Вы можете освободить передний переключатель.
2. Отвернув болт крепления дуг, Вы можете снять полностью передний переключатель.
Часто регулировочные болты переднего переключателя отмаркированы следующим образом:
Такая маркировка подобна маркировке заднего механизма, но часто Буквы плохо различимы из-за малой величины. Поэтому определить какой болт, какому положению соответствует можно экспериментальным путем - вращая болт на пол оборота вперед-назад.
- если при переключении скоростей цепь спадает с шестеренок;
- потребуется еще 10 минут для окончательной подгонки с пробной ездой;
Механизм достаточно прост в регулировке, по крайней мере, проще, чем регулировка заднего переключателя;
Механизм переключателя с фиксацией имеет много мелких деталей, и вскрываться должен только в случае крайней необходимости. Это справедливо и для вращающегося вокруг руля переключателя - грипп - шифта.
Почти все велосипеды типа маунтин снабжены переключателями с фиксацией и индикацией, причем последние располагаются на руле и имеют как трещоточный, так и натяжной принципы. Определить на каком принципе работает переключатель очень легко: если слышны характерные щелчки при переключении скоростей, то это переключатель с фиксацией трещоточного типа. Что, естественно, значительно удобнее и надежнее. Обслуживать механизм простого переключателя не намного проще. Поскольку существует опасность его испортить, то следует откручивать лишь основной болт и смазывать механизм, но не следует пытаться разбирать его дальше.
Переключатели гоночных велосипедов работают на том же принципе и не требуют разборки. На большинстве дорожных велосипедов стоят переключатели фрикционного принципа, а монетки стоят на трубе.
1. Переключение скоростей на велосипедах типа маунтин, в основном, осуществляется с помощью больших пальцев рук. Такие переключатели имеют простое крепление на руле.
2. Обслуживание таких переключателей сводится к смазке трущихся деталей без разборки механизма.
3. Рычажковые или, так называемые, рапид-файер переключатели имеют два рычага - один для движения вверх, другой для движения вниз. Смазку производят, вводя масло в ниппельное отверстие.
4. Переключение в переключателях типа грипп-шифт осуществляется путем вращения обрезиненного кольца. Наклон переключателя в ту или иную сторону можно менять, открутив болт и зафиксировав его в требуемом положении.
5. На дорожных велосипедах (сюда включаются гоночные и туристские модели, в отличие от велосипедов для езды вне дорог - маунтинов) часто устанавливаются манетки на нижнюю трубу, причем, чаще всего, передний переключатель фрикционного типа, а задний с фиксацией, который в свою очередь, может работать в двух режимах - дискретном и фрикционном. Меняют режимы, поворачивая центральный болт.
6. Тросик проходит по канавке, выбранной в нижней части корпуса манетки таким образом, что при ослаблении последнего, он не спадает. Более прогрессивным является наличие храпового механизма, и переход от фрикционного действия механизма к дискретному и назад осуществляется путем поворота центрального болта.
Чаще всего крепление манетки переключателя осуществляется центральным болтом к нижней трубе рамы, имеющей специальные отверстия с резьбой. При установке манетки следует обратить внимание на правильное совмещение квадратного наплыва с квадратным отверстием.
один час на снятие и разборку рычага, расположенного на нижней трубе
Установку новых тросиков необходимо проводить в том случае если последние имеют износ или перемещаются в рубашке с трением. К сожалению, не представляется возможным описать в одном пункте все возможные конструкции переключателей, которых великое множество. Поэтому вам следует найти в одном из пяти пунктов наиболее подходящий к Вашему переключателю случай и читать все что относится к этому случаю.
Все тросики на первый взгляд выглядят одинаково, однако, это впечатление обманчиво. Поэтому при выборе тросика, прежде всего, определитесь с конструкцией вашего переключателя – является ли он одним из приведенных на рисунках. Для переключателей с фиксацией используется тросик высокого класса, который вместе с рубашкой имеют наименьшее сопротивление. Из сказанного можно сделать вывод, что высококлассный тросик с рубашкой можно использовать и в простых переключателях, а вот наоборот нельзя.
Существует еще одна проблема – дело в том, что фирма SHIMANO использует ниппеля немного другой конструкции, чем фирмы CAMPAG и SUNTOUR. Иногда требуется слегка подогнать ниппель, для того чтобы он подошел к вашему переключателю.
если имеет место необъяснимая другими причинами нечеткое переключение скоростей или торможение
-30 минут потребуется для установки тросиков на задний переключатель и еще меньше на передний
-установить новые тросики на гоночном велосипеде с манетками, располагаемым на нижней трубе рамы не представляет труда, сложнее обстоит дело с переключателями, располагаемыми на руле.
Часто пользователи дорожных велосипедов жалуются на недостаточно четкую и надежную работу задних втулок. Они выдвигают пожелания сделать втулку надежной в работе и простой в регулировке.
Внутри таких втулок находится большое количество сложных деталей, а функции, которые они выполняют можно сравнить с автоматической коробкой скоростей автомобиля. К счастью, эти детали редко выходят из строя. В настоящее время разработана новая модификация такой втулки, недостатком ее является то, что ее нельзя разбирать самостоятельно, поскольку для этого необходимы специальные инструменты и навыки. Кроме того, распространенными проблемами при использовании втулки с планетарным механизмом являются трудности с правильной регулировкой тросика переключения скоростей и тросика тормоза.
Для правильной установки тросиков и цепи, при их регулировке следует использовать указания представленные на рисунках.
Корпус втулок с планетарным механизмом последних разработок выполнен герметичным и поэтому не требует смазки, но существуют модели втулок, у которых имеется черный пластиковый наплыв, служащий, для того чтобы каждые две недели в него закапывали несколько капель машинного масла. Подшипники бывают двух типов - конические и чашечного типа, регулировка осуществляется обычным способом, но требуется специальный гаечный ключ.
1. На велосипедах с втулками с планетарным механизмом тросик соединяется с задней осью. Поэтому при разборке сначала необходимо разъединить их. Для этого следует крутить колесико с насечкой, расположенное на регулировочном механизме.
2. Открутите оба колесика с насечкой с помощью пассатижей, затем руками ослабьте до свободного хода. Для предотвращения самопроизвольного откручивания оси предусмотрена специальная шайба. Шайба и колесико с насечкой должны располагаться по одну сторону.
3. Толкните рукой ось вперед, затем, поддерживая раму одной рукой, снимите цепь со звезды и положите колесо на одну сторону.
4. Закрутите слегка колесико с насечкой, вставьте колесо назад. При этом допускается провис цепи в пределах 12 мм. Затем затяните гайку крепления колеса.
5. Убедитесь, прежде всего, что цепь управления движется свободно и входит прямо в ось и выровняйте, закручивая или откручивая на пол оборота управляющий тросик. Если цепь имеет дефекты или не достаточно гибкая замените ее новой.
6. Установите рычаг в нижнее положение и отсоедините ниппель старого внутреннего тросика. Установите новый тросик необходимой длины и закрутите крепящий болт.
7. Переключатель установите во второе положение и наблюдайте за отверстием на гайке. Вращая регулятор вперед или назад добейтесь того, чтобы “плечо” было ровно на одной линии с концом оси. Закрутите контргайку. Проверьте правильность работы.
Когда необходимо проводить эту работу: - Оборвался тросик
- Управляющая цепь слишком жесткая или с дефектом
Замена не представляет трудностей, но регулировка требует навыков.
<A name=10>ВТУЛКИ ТИПА ТОРПЕДО И ДРУГИХ КОНСТРУКЦИЙ
Втулка типа Торпедо подобна втулке с фрикционным механизмом, но новое поколение многоскоростных втулок чрезмерно сложно.
Втулка типа Торпедо представляют собой простую трехскоростную втулку. В отличие от втулки с фрикционным механизмом это втулки проще и надежнее. При этом наименее надежным элементом втулки является тросик. Его необходимо уметь натягивать, в случае если он ранее не был правильно установлен. Рисунки (: помогут правильно провести эти работы. В случае если Вам необходимо снять заднее колесо, то следует отсоединить тросик, как указано на рисунке, затем действия подобны действиям при разборке колеса с втулкой с планетарным механизмом.
Последовательность настройки трехскоростной втулки фирмы SHIMANO показана на другой странице. Прежде всего, убедитесь, что рычаг работает безупречно и тросик без повреждений. Затем переключитесь в среднее положение - на индикаторе переключателя при этом должна стоять цифра “2“. Поверните педали в обратную сторону пару раз и отметьте, если сможете, букву “N” в окошке кабельного механизма. Если это Вам не удается, то поверните регулятор кабеля до “N”. Затем проверьте работу переключателя во всех положениях. Необходима тщательная настройка.
Последовательность настройки пятискоростных втулок фирмы SACHS и планетарной, а также семискоростной втулки фирмы SHIMANO слишком сложна в регулировке. В этом случае требуются услуги профессиональной велосипедной мастерской.
В основном втулки этих конструкций герметично закрыты и не требуют смазки.
1. Убедитесь, что управляющая цепь гибка и легко полностью уходит во втулку, а тросик неповрежден и имеет хороший натяг при перемещении по блоку. Переключитесь в положение “Н” или 3-ю позицию на рычаге переключателя.
2. Тросик втулки торпедо одним концом входит в покрытую пластиком трещотку, которая работает с цепью. Длина внутреннего тросика регулируется зажимным устройством с помощью специальных ключей.
3. Соедините концы цепи с трещоткой, затем с минимальным усилием вставьте трещотку. Следите, чтобы тросик был бы достаточно хорошо натянут, но без перетяга.
4. Убедитесь в качестве переключения при езде. В случае если Вам не удается переключиться на все три скорости, то, скорее всего тросик натянут слишком слабо. В этом случае следует укоротить длину тросика.
1. В случае если тросик или рычаг управления 7-ми скоростной втулки фирмы SACHS неисправны, то ремонт проводят путем замены всего переключателя полностью. Для этого отсоединяют крепления рычагов и тросиков.
2. Регулировку тросика проводить не требуется, поскольку он герметично расположен в корпусе переключателя и входит в конец оси.
3. Размещенный на конце оси, переключающий механизм слабо защищен от повреждений в случае падений. Это обстоятельство необходимо учитывать при парковке велосипеда или при установке заднего колеса.
- в случае повреждения управляющей цепи или в случае если она стала недостаточно гибкой
Механизм значительно проще в регулировке, чем Фрикционная втулка.
Проблема 1) на переднем переклюке с 2 на 3 поднимается с большим трудом, хотя настроен точно по факе шимановской.
Проблемка 2) манетки показывают что на заднем 1 звёздочка, но понастоящему там 2. Крутить кабельный барабан почти невозможно - пальцы обдирать. При спуске где то с 6 на 5 часто начинаются проблемы.
А вообще причина в том что регулировать не умею, езжу неаккуратно (хотя что такое неаккуратно, по городу, да немного по бездорожью, хотя за 215 у.е) или от SIS всё равно стабильной работы не добится?
2 Savior, не упоминайте имя SIS всуе SIS это не конкретная модель переключателя (многие думают, что это название переклюков низкого уровня) , это всего лишь аббревиатура от Shimano Index System. Топовый XTR - это тоже SIS.