Вело-Бренды Велосипеды с ниже перечисленными надписями на рамах можно смело покупать. Некоторые марки — тем смелей, чем больше у вас денег в кошельке...
Безбожно сдирая последние деньги с бедных студентов за технический консалт в плане выбора и приобретения велосипедных железок, мне приходится раз за разом повторять им то, что, вообще говоря, уже нужно вбить в шаблон-по-устройству-задних-амортизаторов. В общем, вот этот шаблон.
1. Любой нормальный задний амортизатор состоит из двух основных частей - пружины и демпфера. Это, а также все нижесказанное, касается и вилки.
2. Пружина - пружинит, то есть временно накапливает в себе энергию удара по подвеске со стороны земли. Пружина сжимается, аккумулируя эту энергию, а потом разжимается, высвобождая ее на место. Но будь в амортизаторе одна лишь пружина, вы бы мягко приземлились с дропа, чтобы потом так же мягко подлететь с велосипеда и устремиться в полет уже без оного. Все очень просто: расжавшаяся пружина швырнет вашу тушку ничуть не менее эффективно вверх, чем вы до этого летели вниз. Чтобы это не присходило, и нужен демпфер.
3. Задача демпфера - "отобрать" часть (весьма существенную) энергии вашего плюха на плоскач с двух метров. Работает это так: бабах (это вы приземлились) - вууу (это сжалась пружина, при этом некоторые амортизаторы уже немного оттяпывают этой энергии) - хлюююууппп (это на обратном ходе подвески амортизатор засосал в себя львиную часть накопленной пружиной энергии).
Говоря техническим же языком, диссипация энергии внутри незамкнутой гидромеханической системы происходит методом конвективного, лучистого и теплопроводного отвода теплоты от рабочей жидкости демпфера, нагрев которой произошел во время ее дросселирования через калиброванное отверстие.
Теперь по-русски: пружина сжалась, накопив энергию. Амортизатор (в общем случае) этому не мешает. Но когда начинается разжатие пружины, амортизатор уже начинает сопротивляться этому разжатию, прокачивая через узенькие отверстия содержащееся в нем масло. Масло от этого издевательства нагревается, забирая ту самую энергию пружины. Нагретое масло отдает тепло корпусу амортизатора, который рассеивает это тепло в воздухе.
3. Если все произошло так, как описано выше, вы благополучно едете дальше, а восторженные деффки кидают в вас цветами без горшков и вообще всячески выражают свое "вааау!".
DISCLAIMER: ВСЕ ПРЫЖКИ С ДРОПОВ, А ТАК ЖЕ ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ВИД КАТАНИЯ НА ВЕЛОСИПЕДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО В КОМПЛЕКТЕ ЗАЩИТЫ (МАКСИМУМ) И С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ НАЛИЧИЕМ ШЛЕМА НА ГОЛОВЕ (МИНИМУМ) И МОЗГОВ ВНУТРИ НЕЕ (ПО ИХ СОСТОЯНИЮ).
1.1. Витая металлическая - представляет собой обычную спиральную пружину. Если не прогуливали уроки биологии в школе, то наиболее полное представление о виде спирали дает ваша ДНК за вычетом рибонуклеотидов. Энергия сжатия аккумулируется в виде потенциальной энергии деформации пружины. Пример: Fox Vanilla, Fox DHX, DNM-ST8RC, Foes Curnutt. Регулировки: предварительное сжатие (преднатяг).
1.2. Воздушная - здесь аналогия прослеживается с насосом, которым вы накачиваете футбольный мяч (случай с автомобильным компрессором не рассматривается). Энергия сжатия аккумулируется в виде потенциальной энергии сжатого газа. Пример: Fox Float, Fox DHX Air, Manitou Swinger. Регулировки: предварительное сжатие (преднакачка), защита от пробоя.
2.1 Воздушными - в качестве рабочего тела используется воздух, чаще всего, тот же, которым накачана пружина (она в этом случае тоже обычно воздушная). Воздух дросселируется через отверстия, как и масло. Собственно, поведение и воздуха, и жидкости без разрыва сплошности среды описывается одними и теми же гидравлическими законами. Пример: Cane Creek Cloud Nine. Регулировки: сопротивление сжатию, сопротивление отбою. В упомянутом Cane Creek есть еще "полублокировка", когда наглухо перекрывается дроссель сопротивления сжатию, и в итоге воздуху некуда вытесняться при работе амортизатора. Соответственно, от рабочего хода остается едва ли треть.
2.2. Масляными - в качестве рабочего тела используется амортизаторная жидкость, проще говоря, вилочное масло. Масло дросселируется через отверстия, как и воздух. Собственно, поведения и жидкости, и воздуха без разрыва сплошности среды описывается одними и теми же гидравлическими законами. Пример: любой нормальный задний аморт, кроме Cane Creek Cloud Nine и серии AD. Регулировки: сопротивление сжатию, сопротивление отбою, блокировка, защита от пробоя (уровень прогрессии в конце хода).
Preload - крутилка преднатяга, вертеть под вес своей тушки
Air Pessure - надувалка воздухана, качать для фтыкания нужной компрессии
Bottom out Adjuster - что-то, связанное с твоей задницей... регулит защиту от поно... пробоя.
Pro Pedal - Клинское - морда кирпичОм, педали не причОм! Больше закрутишь, меньше бушь качацца.
ЗЫ: Комментарии или вопросы приветствуются как здесь, так и в вышеупомянутом ЖЖ. Катайтесь на здоровье!
Эх, Роман-Роман... от заумных терминов голова кругом)) за статью спасибо, но имхо был бы нелишним подробный фак по настройке - какая из крутилок на что влияет и какая настройка нужна под определённый тип трассы
В стиле: бабах - вууу - хлюююууппп, все ясно и понятно как пень!
В стиле: диссипация, демпфер, дросселирование, нифига непонятно, но зато сразу муражки по седлу, от благоговейного трепета перед высшей научностью.
поддерживаю Tanio в том плане, что хочется пробежки по брендам и моделям. Вот сейчас стою реально перед выбором сосиса, и всё бы в Спеше хорошо, только нестандартный амморт напрягает, и особенно коммент на эту тему...
Да гранаты у него не той системы (С) Белое солнце пустыни
+1, обзоры по рамам, вилкам и системам очень понравились! Как там амморты на очереди? Да и прогнозы по неиспользуемым тобой ранее можно добавить (если конечно несложно, и так жжошь!).
А физики по-моему нормальное объяснение, пару раз взглянуть в толковый словарь -- и отлично!
где взять втулки, чтобы они не болтались на болте,
или где взять болт, чтобы он не болтался во втулке,
алюминиевые втулки с бронзовыми лентами-вкладышами - где взять?!?!?!?
Вообще, наверное было бы полезно написать о предназначении разных видов аморотов:
типа воздушные - XC, FR, пружинно-масляные - FR-XC, амморты с бачком - FR, их работа в разных температурных условиях, а?
а также, длина аморта - высота каретки, я уже выбрал аморт, но, может, еще кому понадобится инфа
ИМХО! интересно протестировать разные амморты на одном шасси, да еще в разных температурных условиях. вот это будет статейка! а то когда я выбирал раму, вопрос об аммо нарисовался сам собой. на выбор были: Float R,DHX 5 air,DHX 5 coil... выбрал второй, т.к. склоняюсь к небольшому Фри..
В моем ЖЖ. Ссылка на него приведена в первом посте.
К сожалению, такой возможности у меня нет. Более того, я уверен: если бы я был даже главредом любого из выживших наших велосипедерских журналов (а их 1,5 на сей день), никто бы из торгашей мне на тест несколько новых амортов не дал бы. А издатель не дал бы денег на их покупку.
связь явная, можно увеличить высоту каретки для увеличения проходимости. Можно увеличить сэг для плюшевости на ФР трассах. В частности, сейчас думаю, поменять ли Фокс ваниллу 200 мм на ДНМ бёрнер 210 мм, пока втулки не заказал...
2Norcoroman: это парвда, сие реальность нашего корыстного мира! в российском МТВ не до МТВ, как гриттся: не до жиру, быть бы живу...
Роману спасибо, от души поулыбался над всякими "Вауу" и т.д.
А "техническая" часть, напротив, у меня не вызвала какого-либо удивления или "мурашек"...
как уже говорил Роман, задача винтов - прижать детали друг к другу, не более.
и как же избежать люфта? я поставил амор на 6мм болт, он чуть болтается в отверстиях рамы и втулках.
Есть еще один путь для таких экспериментов - на некоторые двухподвесы тюнинговые конторы делают свои линки - что позволяет на той же раме и аморте получить или возможность выбора хода, или больше хода, или изменить клиренс или все сразу. Правда цены порядка 200 баков (((
Все правильно, изменяя точку крепления аморта ты меняешь геометрию велосипеда. Но если у тебя полюбэ фрирайдная рама, клиренс будет очень мало зависеть от сэга. Я бы сказал, исчезающе мало.
А вообще - дурь это несусветная все. Я катал и с 15% сэгом, и с 30% - разница несущественная. На 30% езда по мелочи мягче, но на ухабах, наоборот, жестче, ибо остается меньше активного хода подвески.
уже не знаю... вот на буржуйском форуме нашел :
а клиренс зависит прямо пропорционально, проверил. В общем я в сомненьях
куплю переходник перед. для диска хаес 160мм.
new Array( img_item + " Полное редактирование",
img_item + " Быстрое редактирование" ) );
(0%)
Можно было прикрепить эскиз и к Л.С. Так же, как здесь.
Или я чего-то не понимаю, или на нижнем эскизе ширина втулки не равна сумме ширин "толстой" и "тонкой" частей.
куплю переходник перед. для диска хаес 160мм.
new Array( img_item + " Полное редактирование",
img_item + " Быстрое редактирование" ) );
(0%)
Все верно - там ошибка. И вообще на этот рисунок не смотри - он неверный. Правильнее - тот что позже был (на бумажке с карандашным эскизом).